+7 (933) 335-69-25
ежедневно с 9:00 до 21:00
whatsapp

Бухта Эклипс

Бухта Эклипс Бухта, расположена в Карском море, на северном побережье п-ва Таймыр, именуемого Берег Харитона Лаптева. Впервые выявлена Х.П. Лаптевым и С.И.Челюскиным в 1741 году, но не названа. В 1914-1915 году в бухте зимовала норвежская шхуна «Эклипс» (в переводе «затмение»), купленная Россией для поисков пропавших экспедиций В.А.Русанова и Г.Л.Брусилова. С 1915 года бухта подписывается на картах по шхуне. В годы революции шхуна затонула близ Архангельска. В 1929 году поднята, и под названием «Ломоносов» плавала в советских северных морях до великой отечественной войны. В 1941 году погибла в Архангельске от немецкой авиационной бомбы. С декабря 1968 года в бухте начала работать пограничная застава Отдельного Арктического пограничного отряда (сокращённо ОАПО) — соединение (пограничный отряд) пограничных войск КГБ СССР и ФСБ России, охранявший арктическое побережье от Баренцева моря восточнее острова Колгуева до Чукотского моря. С началом Холодной войны, военное руководство США стало проявлять особый интерес к изучению советских арктических территорий. Через Арктику проходили кратчайшие воздушные пути к СССР, которые можно было использовать для нанесения ядерного удара. С 1946 года бомбардировщики ВВС США В-29 стали осуществлять регулярные разведывательные полёты к северному полюсу и регулярное патрулирование вдоль границ Советского Союза. В 1947 году авиабаза Форт Уэйнврайт (англ. Ladd Army Airfield) на Аляске была переоборудована под базирование тяжёлых бомбардировщиков. Перед руководством СССР встал вопрос о незамедлительном изучении возможного будущего театра военных действий. В начале 1948 года Совет Министров СССР утвердил комплексный план воздушных экспедиций на несколько лет, под кодовым названием «Север». 20 марта 1948 года была создана высокоширотная воздушная экспедиция (ВВЭ) «Север-2», которая стала первым комплексом мероприятий по воздушной разведке Арктики. Авиационное обеспечение экспедиции состояло из 6 гражданских самолётов Ли-2, 4 Ил-12, 1 Пе-8 и 3 военных Ла-11, которые по планам военных предполагалось использовать для отработки взлёта/посадки с ледовых аэродромов с целью перехвата бомбардировщиков ВВС США с ядерным оружием на борту. Основными задачами перед экспедицией «Север-2» по военной части были: 1. Поиск надежных ледовых аэродромов. 2. Определение возможности базирования и действий боевой авиации. 3. Испытание оборудования и снаряжения для экспедиционных самолетов в условиях Центральной Арктики. По итогам исследований в 1949 году были произведены испытательные полёты по взлёту/посадке на ледовые аэродромы бомбардировщиков Ту-4, которые в случае ядерной войны предстояло использовать для ударов по территории США. Со смертью И. В. Сталина, тема использования Арктики как возможного театра военных действий перестала быть актуальной. До 60-х годов прошлого века арктическое побережье РСФСР охранялось только в пределах Мурманской, Архангельской и Магаданской областей. С западной оконечности арктического побережья охрану осуществляли части Северо-Западного пограничного округа, с восточной оконечности — Тихоокеанского пограничного округа. Большой участок побережья протяжённостью более 7000 километров находился вне пограничного контроля. Во второй половине 60-х годов в КГБ СССР стала поступать информация об атомных подводных лодках США, замеченных у арктического побережья РСФСР у мыса Канин Нос в Белом море, в устье Енисея и в устьях других сибирских рек. Норвегия установила на Шпицбергене радиолокационные станции слежения, обустроила военный аэродром и предоставила свою территорию для обучения разведывательно-диверсионных подразделений стран НАТО. В США высказывались территориальные притязания к СССР на остров Врангеля, обосновывая это тем, что он был открыт американцами. Решением ЦК КПСС от 4 февраля 1967 года было принято постановление «Об организации пограничного контроля на побережье морей Северного Ледовитого океана». 3 марта 1967 года руководитель КГБ СССР отдал приказ о создании Отдельного Арктического пограничного отряда, задачей которого являлась охрана участка границы протяженностью 7350 километров. 5 мая 1967 года в г. Воркута прибыла группа офицеров во главе с начальником будущего пограничного отряда, которая приступила на месте к созданию пограничного отряда. 22 мая 1967 года на укомплектование штата подразделений отряда прибыла первая группа из 209 военнослужащих срочной службы из Северо-Западного и Западного пограничных округов. 2 июня 1967 года 40 военнослужащих срочной службы прибыли из Закавказского пограничного округа. Приказом Председателя КГБ от 22 ноября 1967 года день 22 мая объявлен Днем части. 9 октября 1967 года из Северо-Западного пограничного округа прибыло очередное пополнение из 203 человек. С пополнением было развёрнуто управление пограничного отряда (войсковая часть 2218) и 6 пограничных застав: Посёлок Шмидта, Черский, Чокурдах, Тикси, Амдерма, и в г. Нарьян-Мар. 22 мая 1968 года отряду вручено Боевое знамя. С февраля 1968 года пограничный отряд начал производить отправку пограничных нарядов в авиационные, морские и речные порты. До этого времени военнослужащим пограничных застав были оборудованы временные постройки типа кунг, в следующих населённых пунктах и географических объектах: Певек, Челюскин, Эклипс (бухта), Амдерма, Черский, Шмидт, Хатанга, Нарьян-Мар, мыс Каменный и Диксон. Приказом Председателя КГБ от 15 июля 1968 года все пограничные заставы переименованы в пограничные заставы Контрольно-пропускных пунктов (погз-КПП). С декабря 1968 года к пограничный контроль стали осуществлять заставы Челюскин, Нижнеянск и Эклипс. В 90-е годы на российский Север стали приходить иностранные компании, ведущие разработку нефтяных и газовых месторождений, что потребовало реформирования системы охраны северных рубежей и структуры подразделений, несущих там службу.. После 1991 года, в связи с тяжёлым экономическим положением в государстве, в пограничных войсках началось реформирование, целью которого ставилось сокращение численности личного состава и одновременно с этим возрастание эффективности охраны границы. 9 сентября 1994 года Отдельный Арктический пограничный отряд вошёл в состав Арктической группы Пограничных войск. 24 декабря 1994 года отряд был переименован в Арктический пограничный отряд Арктической группы Пограничных войск. В ходе реформирования в период с августа 1994 года по декабрь 1998 года часть подразделений была передана в состав Северо-Западного пограничного округа. 1 июня 2006 года Арктический пограничный отряд был расформирован. Зона ответственности упразднённого формирования была разделена между военными округами. В бухте Эклипс климат суровый, арктический. В настоящее время имеется взлетно-посадочная полоса пригодная для эксплуатации самолетами малой авиации. Бухта имеет стратегическое местоположение. Находится ровно посередине между о. Диксон - м. Челюскин. о.Диксон – Эклипс (402,8 км). Эклипс- м. Челюскин (406,7 км.) Бухта Эклипс, потенциально является объектом историко-культурного наследия Арктики. Возможно в будущем создание «музея под открытым небом», истории пограничных войск ФСБ РФ. В целях экологического авиа мониторинга с 2018 года в Красноярском крае при поддержке Фонда президентских грантов, Авиаремонтного предприятия "Мотор" г. Омск создан экологический авиаотряд восточного сектора Арктики «Эклипс».

alt
alt
alt
alt
alt
alt
alt
alt